МОУ "СОШ №41"
г. Вологда
  • Доступная среда

       

    Доступная среда – безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.

    Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.

    В связи с тем, что социализация и образование детей с ОВЗ и с инвалидностью является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.

    Цель создания доступной среды — формирование условий для обеспечения равного доступа детей с ОВЗ и с инвалидностью, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

    Задачи организации доступной среды в рамках образовательной организации:

    • формирование безбарьерной школьной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью;
    • развитие инклюзивного образования;
    • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности.

    Нормативные правовые акты обеспечения доступной среды:

    Федеральный уровень:

    Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года)

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

    Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.

    Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с последующими изменениями);

    Приказ от 31 июля 2015 года № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (с последующими изменениями).

    Региональный уровень:

    Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 года № 323 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в государственных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность, и муниципальных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность» (с последующими изменениями).

    Локальные акты:

    Паспорт доступности доступности для инвалидов и других маломобильных групп  населения объекта социальной инфраструктуры;

    Положение о психолого-педагогическом консилиуме;

    Положение об оказании логопедической помощи в МОУ СОШ №41.

    Система сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

    Паспорт доступности доступности для инвалидов и других маломобильных групп  населения объекта социальной инфраструктуры

    Информация о специальных    условиях    для    обучения    инвалидов    и    лиц с ограниченными возможностями здоровья:

    • специально оборудованные учебные кабинеты: кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога;
    • объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, зал для ритмики
    • библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из двух залов (зал выдачи книг, зал для чтения и отдыха);
    • объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: два спортивных зала,  зал для ритмики;
    • средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:  бесплатные учебники и иная учебная литература;
    • обеспечения беспрепятственного доступа в здании образовательной организации, нет;
    • специальные условия питания: предоставляется двухразовое горячее питание;
    • специальные условия охраны здоровья: медицинский кабинет,  оснащённый необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием, организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
    • доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет;
    • электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: единая система электронной коммуникации – электронный журнал, сайт школы, который адаптирован для лиц с нарушениями зрения;
    • наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования нет;
    • наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат, нет;
    • количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет;
    • обучающиеся с ОВЗ и инвалиды имеют возможность обучаться по индивидуальному учебному плану или посещать занятия в классе;
    • по необходимости  с учащимся проводятся дополнительные индивидуальные предметные консультации.

    Доступная среда

       Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в школе созданы следующие условия:

    1. Разработаны адаптированные программы:
    — адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
    образования обучающихся с тяжелым нарушением речи (Вариант 5.1);
    — адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
    образования обучающихся с задержкой психического развития (Вариант 7.1 и 7.2)
    — адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего
    образования для обучающихся с задержкой психического развития. 
       
    2. Работает психолого-педагогический консилиум, оказывается психолого-педагогическое и социальное сопровождение.  
    Психолого-педагогическое и социальное сопровождение реализуют: учителя-предметники, заместители директора по учебной работе, заместитель директора по
    воспитательной работе, 2  педагога-психолога, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, ответственный за работу с детьми-инвалидами и с детьми с ОВЗ.

    Положение о психолого-педагогическом консилиуме 

    Положение об оказании логопедической помощи в МОУ СОШ №41
     
    3. В школе имеется медицинский кабинет для оказания первой медицинской помощи, вакцинации, медицинских осмотров, консультаций.
      
    4. Создано доступное информационное пространство:
    В школе оборудованы специальные кабинеты коррекционно-развивающих занятий:
    —  кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий с педагогом-психологом;
    —  кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий с учителем-логопедом, учителем-дефектологом.

    О доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

    1.  Электронная школа(Электронный дневник)

    2.  Группа школы Вконтакте

    3. Сайт школы 

    Также в школе удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.

    5. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и детей-инвалидов организовано бесплатное двухразовое горячее питание.

    Примерное 12-дневное меню для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов

    ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Положение о порядке организации интегрированного (инлюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в МОУ СОШ №41

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie