Родителям
Учащимся
Доступная среда – безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с инвалидностью, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах.
Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ОВЗ и с инвалидностью является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Цель создания доступной среды — формирование условий для обеспечения равного доступа детей с ОВЗ и с инвалидностью, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Задачи организации доступной среды в рамках образовательной организации:
формирование безбарьерной школьной среды для детей с ОВЗ и с инвалидностью;
развитие инклюзивного образования;
создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности.
Нормативные правовые акты обеспечения доступной среды:
Федеральный уровень:
Конституция Российской Федерации (принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями);
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1598.
Приказ от 9 ноября 2015 года № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с последующими изменениями);
Приказ от 31 июля 2015 года № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (с последующими изменениями).
Региональный уровень:
Постановление Правительства Вологодской области от 21 апреля 2014 года № 323 «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся по адаптированным основным общеобразовательным программам в государственных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность, и муниципальных организациях области, осуществляющих образовательную деятельность» (с последующими изменениями).
окальные акты:
Паспорт доступности доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта социальной инфраструктуры;
Положение о психолого-педагогическом консилиуме;
Положение об оказании логопедической помощи в МОУ СОШ №41.
Система сопровождения и поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
Паспорт доступности доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объекта социальной инфраструктуры
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
специально оборудованные учебные кабинеты: кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога;
объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, зал для ритмики;
библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, состоящая из двух залов (зал выдачи книг, зал для чтения и отдыха);
объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: два спортивных зала, зал для ритмики;
средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: бесплатные учебники и иная учебная литература;
обеспечения беспрепятственного доступа в здании образовательной организации, нет;
специальные условия питания: предоставляется двухразовое горячее питание;
специальные условия охраны здоровья: медицинский кабинет, оснащённый необходимым оборудованием, инвентарем и инструментарием, организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет;
электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: единая система электронной коммуникации – электронный журнал, сайт школы, который адаптирован для лиц с нарушениями зрения;
наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования нет;
наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат, нет;
количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет;
обучающиеся с ОВЗ и инвалиды имеют возможность обучаться по индивидуальному учебному плану или посещать занятия в классе;
по необходимости с учащимся проводятся дополнительные индивидуальные предметные консультации.